Полномасштабное строительство железной дороги в Дагестане началось в 90-х годах XIX в. Весною 1892 г. Обществом Ростово-Владикавказской железной дороги было начато строительство Петровской ветви, имеющей целью соединить г. Владикавказ и г. Петровск.
17 мая 1894 г. было официально открыто движение поездов на участке от р. Сулак до г. Петровска.
В 1896 г. на станции Петровск было открыто двухэтажное каменное здание железнодорожного вокзала с вышкой на уровне третьего этажа - отдельная комната для защиты от комаров и мошек. Такие здания строились лишь на Прикаспийской низменности.
В 1897 г. на всем пространстве Дагестанской области, от г. Петровска до р. Самур, производились работы по постройке Петровско-Бакинской ветви Владикавказско-Ростовской железной дороги.
25 октября 1898 г. в 1 час 20 минут по полудню неслыханный по своей мощности рев гудка паровоза первого пассажирского поезда, преодолевшего 130 километров вновь построенного пути, возвестил Дербент и весь Южный Дагестан о начале новой эры научно-технического прогресса. Посмотреть на чудо уходящего века, которое на годеканах горных аулов окрестили железным одноглазным аждаха («циклоп»), к вокзалу стекались толпы восторженных горожан. Поезд, украшенный флагами и транспарантами, встречал военный духовой оркестр, торжественно отмечая новую веху в истории.
21 августа 1899 г. был пущен первый служебный сквозной поезд Петровск-Баку.